Перспективы развития порта Курык
Казахстан стремится увеличить свою долю на рынке морских перевозок. Важная точка на логистической карте Евразии — Курык. Там продолжается строительство второго пускового комплекса. В эксплуатацию введены 44 объекта, что позволяет обрабатывать грузы с паромов.
МЫРЗАБЕК САКТАГАНОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТОО «ПОРТ КУРЫК»:
— Мы морпорту конкурентами не будем. Мы по перевалке негабаритного груза будем конкурентами только терминалу Ерсай. У них другие грузы, у них другая работа.
С момента ввода в эксплуатацию железнодорожного комплекса в порт уже зашли больше 160 паромов. На сегодня перевалено свыше семисот тысяч тонн грузов. Это в основном уголь, продукты питания и материалы, полученные после переработки нефтяных отходов. Ожидаемый объем к концу года составит 1 миллион 300 тысяч тонн. В 2018 году его планируют увеличить вдвое. А к 2020 году, когда начнет действовать автомобильный паром, выйти на максимальную мощность — до 7 миллионов тонн грузов. На таких паромах будут перевозить и пассажиров, экспедиторов и водителей.
К слову, с декабря автомашины, которые раньше переваливали в порту Актау, будут проходить уже через Курык. Ожидается, что в следующем году их количество составит 15-20 тысяч единиц в год.
БАУЫРЖАН УРЫНБАСАРОВ, ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТ «ҚАЗАҚСТАН ТЕМІР ЖОЛЫ»:
— Это позволит нам обеспечить перевозку-перевалку грузового автотранспорта, который идет в направлении из Турции, Украины, направление Казахстана, Средней Азии. Мощность порта составит к концу года более 7 млн. тонн грузов в год.
Между тем, в Мангистауской области начато строительство дороги, соединяющей Актау с портом Курык. На прокладку стратегически важных 22 километров выделили 10 млрд. тенге. Ожидается, что к концу года двухполосная трасса третьей технической категории будет полностью готова.
ТУРБЕК СПАНОВ, ЗАМ. РУКОВОДИТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ МАНГИСТАУСКОЙ ОБЛАСТИ:
— Сейчас у нас строиться железная дорога Бейнеу — граница с Узбекистаном. В следующем году мы уже планируем завершить работы. Также идет строительство дороги Атырау — Астрахань. Цель этих дорог — увеличить товарооборот и уменьшить время доставки грузов из Узбекистана, России и Китая. Все это откроет новые возможности для наших предпринимателей и экономики страны в целом.
Паромный комплекс Курык не только обеспечит мультимодальную транспортировку грузов, но и станет важным звеном Транскаспийского международного транспортного маршрута. Это один из перспективных транспортных коридоров Евразии, который проходит из Китая по территории Казахстана, акватории Каспийского моря, Азербайджана и Грузии с последующим выходом к странам Европы. Также выгодное местоположение Курыка обеспечивает возможности перевалки широкого спектра грузов, в том числе и опасных. Все эти факторы уже стали решающими в плане увеличения грузопотока именно через этот порт на Каспии.