Новый Шелковый путь открывают миру
В ходе профильной сессии Гайдаровского форума в России и специальной презентации в Южной Корее представлен потенциал проекта возрождения Великого Шелкового пути с участием Китая и государств Центральной Азии.
Во время панельной сессии Гайдаровского форума «Куда нас заведет Шелковый путь» делегаты из Казахстана и Кыргызстана попытались рассказать российским экспертам о новых возможностях, которые открывает амбициозный проект для предпринимательского сообщества государств евразийского пространства. Важную роль в этом может сыграть сопряжение Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути.
Бывший премьер-министр Кыргызстана Джоомарт Оторбаев уверен, что грандиозный проект поможет реализовать потенциал внутренних возможностей в странах Центральной Азии.
— Китайские власти отличаются особой прагматичностью, и у них традиционный подход. В наших странах они работают по госгарантии. В Центральной Азии должны понимать, что Шелковый путь — процесс перспективного развития. Начинаются консультации китайской стороны с нашей пятеркой стран ЦА, но традиционные механизмы уже не действуют. На самом деле это огромный потенциал внутренних возможностей для наших экономик, и для Китая Центральная Азия в приоритете. Но есть условие — страны должны грамотно выстраивать отношения с двумя крупными державами: Россией и Китаем. В государствах, которые не имеют выхода к океану, наблюдается минимальная экономическая активность, потому что стоимость логистических услуг в три раза больше. Очевидно, что возврат к золотому времени Великого Шелкового пути возможен только при осуществлении этого проекта, — сказал Джоомарт Оторбаев.
Представлявший казахстанскую сторону глава МФЦА Кайрат Келимбетов сообщил, что в Центральной Азии сохраняются страхи по поводу избыточного влияния Китая в регионе. Он заметил, что Китай пока в качестве приоритетных для себя стран обозначил три — Пакистан, Казахстан. По его словам, в Центральной Азии возможно появление значительных финансовых центров, и Астана здесь рассматривается как лидер. Сейчас среди регионов Китая идет ожесточенная борьба за право участвовать в проекте Шелкового пути, сообщил Келимбетов.
— За свои деньги мы проделали очень большую работу: соединение железной дороги на границах с Китаем и Кыргызстаном, строительство тысяч километров железных дорог, расширение порта Актау и многое другое. Пока поток инвестиций идет в нашу сторону, и все зависит от того, как мы сможем наладить сотрудничество с Китаем. Надо стать не частью транзита, а активными участниками этого процесса. А для западного общества это возможность осваивать новые рынки и продвигать свои технологии, — рассказал Кайрат Келимбетов.
Еще одна презентация потенциала Шелкового пути прошла в Южной Корее. Как сообщила «НК «Қазақстан темір жолы», в Сеуле обсуждались возможности и развитие континентальных перевозок по маршруту нового Шелкового пути через порт Ляньюнган в Китае и сухой порт в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» в Казахстане.
Представители логистического блока группы компаний АО «НК «Қазақстан темір жолы» провели презентацию. В ней участвовали руководители совместного казахстанско-китайского терминала в порту Ляньюнган, вице-президент по вопросам логистики и контейнеризации администрации морского порта Ляньюнган Чжан Цзыян, специалисты компании DP World. Экспортерам и представителям логистического бизнеса рассказали о конкурентных преимуществах и перспективах транспортировки с вовлечением логистической системы Казахстана и его партнеров на маршруте нового Шелкового пути.
— Казахстанско-китайский терминал в порту Ляньюнган и транспортно-логистическая инфраструктура СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» представлены как центры объединения грузопотоков для организации транспортно-логистических цепочек, соединяющих крупнейшие полюса мировой экономики Евразии через территорию Казахстана, — отметил исполнительный директор АО KTZ Express Сергей Анашкин.
Участники встречи проявили заинтересованность в продвижении своих товаров на рынки Европы, Турции, Центральной Азии с использованием логистических возможностей Казахстана и Китая. Прошли двусторонние переговоры, в ходе которых достигнуты договоренности о проработке и развитии сервисной и тарифной логистики на маршруте. Казахстан имеет опыт организации контейнерных поездов с терминала Ляньюнган в Европу, Турцию и Центральную Азию, в этой связи активно прорабатывается вопрос регулярных сухопутных/контейнерных линий и маркетинг глобальных партнерств по привлечению грузов, в том числе с Японией, Вьетнамом и Малайзией.
Саму идею возрождения Великого Шелкового пути озвучили сразу после развала СССР. А уже в мае 1993 года в Брюсселе Европейская комиссия организовала встречу представителей Центральной Азии, Кавказа и Европейского союза. Тогда и была названа цель «New Silk Road» — интеграция в мировую экономику новых независимых государств Центральной Азии и Кавказа. Через разветвленную транспортную и коммуникационную сеть, осуществив проект ТРАСЕКА — транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. Летом 1998 года 12 стран Кавказа и ЦА при содействии США подписали соглашения о создании железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России, но этот план до сих пор не реализован.
Неоднократно в пользу воссоздания Великого Шелкового пути высказывался и Нурсултан Назарбаев. Он отмечал, что главным элементом нового шелкового пути должен стать транспортно-логистический хаб, который будет создан при национальном перевозчике «Казахстан темир жолы». На западе Казахстана расширяются возможности морского порта Актау, эти объекты должны стать западными воротами Казахстана для выхода в Прикаспийский регион и в Европу. Исходя из видения Нурсултана Назарбаева, возрождение Шелкового пути позволит Казахстану восстановить историческую справедливость и стать мостом между Европой и Азией.