Каспийские ворота Казахстана
Пропускная способность портов Казахстана на Каспийском море к 2025 году составит 25 млн тонн
Такое мнение высказал вице-президент по развитию АО «НК «Казахстан темир жолы» (НК КТЖ) Максат Кабашев в ходе форума «Один пояс — один путь».
По данным «РЖД-Партнер», рост пропускной способности каспийских портов Казахстана повлияет на развитие Транскаспийского маршрута из Китая в Турцию и далее в Европу через Казахстан, Азербайджан, Грузию.
По словам Кабашева, в настоящее время реализуется целый ряд проектов в рамках слияния казахстанской государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» и китайского проекта «Один пояс — один путь».
«Синергия транспортных и логистических систем двух стран развивает новую архитектуру трансконтинентальных коридоров», — считает Кабашев. Так, для развития Транскаспийского маршрута построено порядка 700 км новых железных и более 3 тыс. км автомобильных дорог, модернизирован морской порт Актау, в порту Курык построен новый паромный комплекс, обеспечивающий наиболее оптимальный маршрут для перевозки грузов из Китая, Центральной Азии и Урало-Сибирского региона России.
Кроме того, в порту Ляньюньган реализован проект совместного казахстанско-китайского терминала, ставшего одной из ключевых инфраструктур для консолидации грузов из Китая и других стран Юго-Восточной Азии и их отправки высокоскоростными контейнерными поездами по Транскаспийскому маршруту.
Директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев заметил, что планы Казахстана по увеличению перевозок по Каспию вполне реалистичные с учетом растущего интереса Китая к переориентации своей торговли на Евразию с морского пути. Это часть проекта «Экономический пояс Шелкового пути», который надстраивается над существовавшим с начала 90-х годов проектом ТРАСЕКА. Тогда связи прокладывали из Европы на Восток, теперь с Востока в Европу. Однако, по мнению эксперта, важно, чтобы маршрут через Каспий использовался интегрированно, в единой системе с коридорами Север — Юг — из России в Индию и северным ответвлением маршрутов Шелкового пути через Россию. Тогда не будет создаваться элементов искусственной конкуренции и связанных с этим политических проблем, а будет развиваться огромная интегрированная сеть торговых маршрутов через Центральную Евразию, убежден аналитик.
Политолог, главный редактор The new Baku post Тофиг Аббасов заметил, что с повышением коммуникационных возможностей стран Каспийского бассейна доля их совокупного участия в системе международных перевозок в ближайшие годы вырастет в разы. Предвидя такой поворот, ведущие государства региона — Азербайджан, Казахстан, Россия — поступательно реализуют масштабные проекты в направлении модернизации береговой инфраструктуры.
По словам эксперта, перевалка грузов через порт достигнет высоких показателей в самое ближайшее время за счет наличия паромных линий, соединяющих азербайджанскую столицу с портами Актау в Казахстане и Туркменбаши в Туркменистане, а также за счет перевозок посредством сухогрузных флотов сопредельных государств.