Что построили в Казахстане по программе «Нұрлы жол»?
Для реализации госпрограммы «Нұрлы жол» в 2017 году за счет всех источников предусмотрено 484,2 млрд тенге, из которых на 1 июля 2017 года освоено 126,5 млрд тенге.
Министр национальной экономики Тимур Сулейменов на заседании правительства рассказал об основных итогах реализации государственной программы «Нұрлы жол» за первое полугодие 2017 года.
По информации министра, для развития инфраструктуры в 2017 году из средств Нацфонда и РБ предусмотрено 55 млрд тенге для строительства второй фазы порта Курык и реконструкции пассажирского терминала аэропорта Астаны. Из этих средств освоено 15 млрд тенге.
«В декабре 2016 года в порту Курык запущен железнодорожный паромный комплекс мощностью 4 млн тонн. На сегодня перевалено 420 тыс. тонн грузов. До конца года через данный терминал планируется перевалить порядка 1 млн тонн. В текущем году начато строительство автомобильной составляющей паромного комплекса мощностью 2 млн тонн, стоимость проекта 67 млрд тенге, завершение планируется в 2018 году. На данные цели в текущем году выделено 50 млрд тенге, на сегодня освоено 15 млрд тенге. В целом, к 2020 году планируется довести мощность морских портов до 26 млн тонн», — пояснил министр.
31 мая 2017 года введен в эксплуатацию новый пассажирский терминал аэропорта города Астаны. Площадь нового терминала составляет 47 тыс. кв. метров. Совокупная пропускная способность — 8,2 млн пассажиров в год, или 2525 пасс./час. С момента ввода в эксплуатацию обслуживаются международные рейсы 19 иностранных авиаперевозчиков («LOT Polish Airlines», «WizzAir», «FinnAir», «Air China», «Lufthansa», «Air Arabia» и т.д).
«За январь-июнь 2017 года наблюдался рост транзитных авиаперелетов 83,8 млн сам-км, что на 3% больше в сравнении с аналогичным периодом 2016 года (81,3 млн сам-км). В период проведения ЭКСПО-2017 предоставлены права на выполнение рейсов в Астану всем желающим иностранным авиаперевозчикам до семи рейсов в неделю. С начала 2017 года иностранными и казахстанскими авиакомпаниями открыты десять новых международных авиамаршрутов из Астаны: в Дели, Варшаву, Хельсинки, Будапешт, Пекин, Ереван, Киев, Батуми, Минеральные Воды, Сиань. В настоящее время количество международных сообщений составляет 96», — озвучил показатели за последние полгода Сулейменов.
Продолжается реализация проекта реконструкции взлетно-посадочной полосы, рулежной дорожки и аэровокзала аэропорта города Семея. До 2020 года планируется реконструкция ВПП в Костанае и Усть-Каменогорске.
Основными проектами госпрограммы «Нұрлы жол» являются реконструкция и строительство автомобильных дорог республиканского значения, отметил глава МНЭ РК.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования Республики Казахстан составляет 96,5 тыс. км, в том числе республиканская сеть — 23,7 тыс. км, местная сеть — 72,8 тыс. км. В целом, с 2010 года проведена реконструкция и капитально отремонтировано порядка 5 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения.
«В результате 85% автомобильных дорог республиканского значения (в 2014 году — 84%) и 65% автомобильных дорог областного и районного значения (в (2015 году — 68%) находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии. В целом, за 2015-2016 годы в рамках программы „Нұрлы жол“ реконструировано 1,3 тыс. км автодорог по параметрам I и II технических категорий», — сказал министр.
Стоит отметить, что в 2015 и 2016 годах на реализацию автодорожных проектов было выделено 616 млрд тенге, в том числе из Национального фонда — 329 млрд тенге. Все средства полностью освоены.
Работы по строительству и реконструкции велись на девяти проектах: Западная Европа — Западный Китай, Центр — Юг, Центр — Восток, Бейнеу — Актау, Алматы — Усть-Каменогорск, Астана — Петропавловск, Жезказган — Петропавловск, Актобе — Атырау и Уральск — Каменка. Строительно-монтажными работами были охвачены 2 тыс. км. Полностью открыто движение по транзитному коридору Западная Европа — Западный Китай, на участках Астана — Темиртау, Алматы — Капшагай, Капшагай — Балпык би, Бейнеу — Шетпе и Кокшетау — Петропавловск, также завершено строительство самого крупного в Центральной Азии мостового перехода протяженностью 12 км через реку Иртыш в Павлодаре.
Продолжены строительные работы на проектах Центр — Юг, Центр — Восток, Бейнеу — Актау, Актобе — Атырау, Капшагай — Талдыкорган, Астана — Петропавловск и Уральск — Каменка общей протяженностью 1,2 тыс. км. За первое полугодие т.г. на данных проектах выполнены 32% строительно-монтажных работ от годового плана. По итогам года в рамках данных проектов планируется завершить 602 км, в том числе полностью завершатся работы на автодорогах Бейнеу — Актау и Алматы — Талдыкорган.
«Кроме того, с 2017 года мы приступили к реализации новых проектов, таких как Кандыагаш — Макат, Жетыбай — Жанаозен, Курты — Бурылбайтал, Талдыкорган — Усть-Каменогрск, Мерке — Бурылбайтал, Калбатау — Майкапшагай, Ушарал — Достык, Бейнеу — Акжигит, Таскескен — Бахты, Осиновский перевал, Щучинск — Зеренда протяженностью 2,5 тыс. км. Также до конца года планируется заключить договоры и начать подготовительные работы по следующим проектам: Актобе — Кандыагаш, Атырау — Астрахань, Узынагаш — Отар, Юго-Западный обход Астаны, Костанай — Денисовка общей протяженностью 0,7 тыс. км. В целом планируется охватить строительством и реконструкцией 4,4 тыс. км и задействовать порядка 89 тыс. человек», — проинформировал Тимур Сулейменов.
На востоке страны, на приграничной с Китаем территории на базе СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» в 2015 году завершено строительство «Сухого порта» и инфраструктуры.
В технологической увязке с двумя ж/д переходами на границе с Китаем и автомагистралью «Западная Европа — Западный Китай» «Сухой порт» образует мощный транспортно-логистический хаб, который позволит обеспечить эффективное распределение грузопотока из Китая в Европу, а также страны Центральной Азии, Турцию и страны Персидского залива.
По информации Министерства национальной экономики, общая площадь «Сухого порта» составляет 129 га, интегрирована с логистической (224,9 га) и индустриальной (224,4 га) зонами. Данный проект предоставляет оптимальное решение для обработки контейнеров и открывает новые возможности для дальнейшей промышленной обработки ввезенных товаров.
С начала введения в эксплуатацию «Сухого порта» по сегодняшний день обработано 150 тысяч грузов ДФЭ. На сегодня в СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» зарегистрировано 69 участников и создано около 200 рабочих мест.
«Для реализации поставленных задач по развитию транзитного потенциала в железнодорожной отрасли реализуется проект строительства вторых путей на участке Алматы — Шу общей протяженностью 112,37 км и стоимостью 38,4 млрд тенге. Так, в декабре прошлого года осуществлен запуск первого пускового комплекса проекта, включающего в себя 53 км вторых путей. В декабре текущего года планируется ввод в эксплуатацию второго пускового комплекса, состоящего из 59 км вторых путей. В целом, реализация проекта позволит увеличить пропускную способность участка с 17 до 68 пар поездов в сутки и сократить время следования поездов в полтора раза», — отметил Сулейменов.
По словам министра, для строительства инфраструктуры СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в 2017 году предусмотрены 7,7 млрд тенге, освоение которых запланировано на ноябрь 2017 года. Он проинформировал, что на текущий момент ведутся строительно-монтажные работы, поставлены четыре газовые турбины, осуществляется поставка котлов утилизаторов, паровых турбин, конденсаторов воздушного охлаждения. Реализация проекта ведется в соответствии с графиком.
На модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 53 млрд тенге, что позволит в 2017-2018 годах построить и реконструировать порядка 1248 км сетей.
«По состоянию на 1 июля 2017 года, согласно плану финансирования МИО, были выданы бюджетные кредиты субъектам естественной монополии (СЕМ) в размере 29,3 млрд тенге, освоено 3,2 млрд тенге. Из запланированных на 2017 год 700 км построено 439 км сетей», — сообщил Сулейменов.
По его сведениям, в 2017 году из средств Нацфонда предусмотрено 71,7 млрд тенге на строительство 109 объектов образования (53 переходящих объекта, 56 новых объектов). «По состоянию на 1 июля текущего года в местные бюджеты перечислено 30,4 млрд тенге, они освоены в полном объеме. В эксплуатацию введены три школы на 1150 мест в Жамбылской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях и два детских сада в Мангистауской и Восточно-Казахстанской областях», — сообщил Сулейменов.
На подведение недостающей инфраструктуры к объектам предпринимательства в рамках «ДКБ-2020» в 2017 году предусмотрены средства из Нацфонда в размере 10 млрд тенге. «Планируется профинансировать 22 проекта МСБ в секторах пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, металлургии, производства строительных материалов, основных фармацевтических продуктов и мебели», — сказал министр.
Он также сообщил, что планируется дополнительное распределение средств на сумму 8,8 млрд тенге. «Причинами низкого распределения средств государственным органам по 073 бюджетной программе (БП) на 2017 год является низкая проработка проектов и отсутствие заявок от государственных органов. Вопрос эффективного использования нераспределенного остатка средств в 2017 году по 073 БП будет решаться в рамках уточнения республиканского бюджета на 2017 год», — заключил Сулейменов.