В Азербайджан пришел первый груз из порта Курык
Первый груз из нового казахстанского порта Курык прибыл в Бакинский международный морской торговый порт, сообщило ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство»
Грузовые железнодорожные вагоны были отправлены на пароме «Барда» из порта Курык 24 марта и на следующий день прибыли в Бакинский международный морской торговый порт в Аляте. Руководство порта Курык внимательно наблюдало за швартовкой парома «Барда» и процессом погрузки вагонов, которые прошли успешно.
Порт Курык общей площадью 40 гектаров расположен на линии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), что имеет большое значение для обработки возрастающего объема грузов на данном направлении. В будущем роль паромного комплекса Курык значительно возрастет. Инфраструктурные работы на территории порта продолжаются. В настоящее время здесь ведется строительство еще одного причала для судов типов Ro-Ro и Ro-Pax, сообщили в ЗАО «Азербайджанское Каспийское морское пароходство».
Ввод порта Курык в эксплуатацию является важным событием для Азербайджана и Казахстана, так как порт Актау, через который ранее осуществлялись транзитные перевозки, отличается нестандартными погодными условиями, которые оказывали отрицательное влияние на рентабельность.
Новый комплекс дистанционно находится ближе к Бакинскому порту, чем Актау. Путь из Курыка до Баку занимает 18 часов, в то время как из Актау — 22 часа. При строительстве порта Курык за основу был взят опыт азербайджанских моряков и Бакинского международного морского торгового порта. Примечательно и то, что первым судном, отправленным из Курыка, стал азербайджанский паром «Шахдаг», который был отправлен в тестовом режиме 7 декабря 2016 года.
Между тем еще 6 декабря 2016 года в День индустриализации в режиме общенационального телемоста Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев запустил 23 проекта в разных регионах страны. В том числе были введены в эксплуатацию объекты первого пускового комплекса порта Курык.
«Курык — это наш выход на Кавказ и Европу. Это наш долгожданный проект, очень нужный для развития модернизации», — отметил тогда Глава государства.
А уже 14 февраля 2017 года состоялось важное событие в истории порта Курык — был заключен первый договор на перевалку паромным сообщением нефтепродуктов, перевозимых в железнодорожных цистернах. Заказчиком стала международная компания «Euro-Asian Oil SA».
Политолог, главный редактор «The new Baku post» Тофиг Аббасов заметил, что с повышением коммуникационных возможностей стран Каспийского бассейна доля их совокупного участия в системе международных перевозок в ближайшие годы вырастет в разы. Предвкушая такой поворот, ведущие государства региона — Азербайджан, Казахстан, Россия— поступательно реализуют масштабные проекты в направлении модернизации береговой инфраструктуры. В Азербайджане уже вступил в действие новый международный торговый порт в 65 километрах от Баку в поселке Алят. Он сейчас активно встраивается в логистический центр в целях обеспечения интенсивного взаимодействия с портами соседних государств на Каспии. По словам эксперта, перевалка грузов через порт достигнет высоких показателей в самое ближайшее время за счет наличия паромных линий, соединяющих азербайджанскую столицу с портами Актау в Казахстане и Турк¬менбаши в Туркменистане, а также за счет перевозок посредством сухогрузных флотов сопредельных государств.
Казахстан реализовал проект Курык, чтобы повысить индекс национального участия в глобальной логистической сфере с пользой для себя и для внешних игроков, убежден эксперт.
«Казахстан как важное и стратегическое звено в транспортном коридоре „Восток — Запад“ заинтересован в том, чтобы занять свое достойное место в сфере оказания транспортных услуг для внешних заказчиков. Тут наиболее важной статьей доходов может стать активизация в области перевалки грузов из Китая в направлении Европы и постсоветских стран. Поднебесная не скрывает, что нацелена на инвестиционную активность в зоне Каспия, Восточной Европы. С другой стороны, Пекин готовится к экономическому буму на западе самого Китая, который в экономическом плане заметно отстает от востока КНР. Для обеспечения экономического роста в западных регионах Китая также будут востребованы объемные поставки ресурсов, технологий, сырья. Поэтому страны, находящиеся на стыке Европы и Азии, в так называемом Евразийском Хартленде, вынашивают перспективные планы для извлечения своей выгоды из сложившейся ситуации. Все, что перепадет от перевалки грузов, оказания транзитных услуг, сулит большие преференции таким странам, как Казахстан и Азербайджан, да и другим соседям тоже», — подчерк¬нул Тофиг Аббасов.
Аналитик, доктор университета регио¬новедения «Ханкук» из Южной Кореи Ровшан Ибрагимов сказал, что порт Курык — это стратегия на перспективу, поскольку объемы перевозок будут расти и необходима инфраструктура, которая могла бы решать все возникающие проблемы. Кроме того, не стоит забывать, что Курык является связующей точкой для экспорта нефти с месторождения Кашаган.
«Стоит отметить, что соглашение о создании Транскаспийской транспортной системы между Азербайджаном и Казахстаном было подписано еще в 2008 году, однако ввиду того, что начало добычи нефти на месторождении несколько раз откладывалось, так и не было введено в действие. Поэтому Курык станет многофункциональным портом для разрешения локальных и региональных транспортных нужд, учитывая перспективу роста и диверсификации транспортировки грузов по Транскаспийскому коридору», — заметил Ровшан Ибрагимов.
Директор аналитического Центра МГИМО Андрей Казанцев заметил, что планы Казахстана по увеличению перевозок по Каспию вполне реалистичны с учетом растущего интереса Китая к переориентации своей торговли на Евразию с морского пути. Это часть проекта «Экономического пояса Шелкового пути», который надстраи¬вается над существовавшим еще с начала 90-х годов проектом ТРАСЕКА. Тогда связи прокладывали из Европы на Восток, теперь с Востока в Европу. Однако, по мнению эксперта, с точки зрения российско-казахстанской дружбы важно, чтобы маршрут через Каспий использовался интегрированно, в единой системе с коридорами «Север — Юг» — из России в Индию и с северным ответвлением маршрутов Шелкового пути, через Россию. Тогда не будет создаваться элементов искусственной конкуренции и связанных с этим политических проблем, а будет развиваться огромная интегрированная сеть торговых маршрутов через Центральную Евразию, убежден аналитик.