Порт Курык будет играть одну из ключевых ролей в грузоперевозках
Порт Курык будет играть одну из ключевых ролей в грузоперевозках по Транскаспийскому транспортному коридору, который является отрезком Нового Шелкового пути. Перевалка транзитных грузов между Курыком и Алятом в Баку набирает обороты.
Сдачу в эксплуатацию паромного комплекса Курык считают в Азербайджане значительным событием. По сравнению с портом Актау он намного ближе к Баку. Если раньше на доставку груза приходилось тратить 22 часа, то теперь паромы доплывут до Баку на 4 часа быстрее. Для управления грузопотоками на Каспии Казахстан и Азербайджан создают совместное предприятие. В настоящий момент стороны готовят бизнес и финансовые планы компании, которая будет располагаться в Казахстане. Основной задачей предприятия будет совместное оперирование паромным переходом между портами Казахстана Актау и Курык и Алят Азербайджана.
Фархад Гулиев, заместитель председателя «Азербайджанского каспийского морского пароходства»:
— Совместное оперирование принесет большую выгоду сторонам, послужит увеличению грузопотока и тем самым увеличению транзитного потенциала наших стран. На сегодняшний день в направлении порта Курык было перевезено порядка 900 вагонов. Из них 600 вагонов были направлены из Баку в направлении Курыка, и 300 вагонов из порта Курык в порт Алят в Азербайджане. Но эти объемы постоянно растут. И мы ожидаем, что ежемесячно эта цифра будет приблизительно около 2-х тысяч на начальном этапе. В дальнейшем мы ожидаем рост этих объемов.
Азербайджан планирует завершить до конца этого года работы по увеличению мощностей порта Алят. В будущем планируются вторая и третья фазы этого проекта, параллельно начнется работа по созданию свободной торговой зоны. Это даст дополнительный толчок развитию товарооборота между Казахстаном и Азербайджаном и превратит обе страны в ключевое звено в транспортном коридоре от Азии до Европы.
Талех Зиядов, генеральный директор Бакинского международного морского порта:
— Большинство грузов, которые мы сегодня обрабатываем, транзитные. Я думаю, что именно появление Курыка в этой географии усилит те меры, которые были предприняты и Казахстаном и Азербайджаном в связи с Транскаспийским международным транспортным коридором. Он будет играть значительную роль и в китайской стратегии «Один пояс — один путь». Я думаю, развитие Курыка будет поддерживать этот коридор.
Казахстан и Азербайджан проявляют большой интерес к Транскаспийскому транспортному маршруту. Ожидается завершение в этом году железной дороги Баку — Тбилиси — Карс, которая позволит еще больше увеличить грузоперевозки между Азией и Европой. На нынешнем этапе страны нацелены на дальнейшее развитие достигнутых договоренностей и усилении перевалочных пунктов на обоих берегах Каспия.